Второй фазой в мозговом штурме является этап оценивания собранных идей (про первую фазу читайте в статье Методы и правила мозгового штурма). Наступает так называемая фаза «реалистов». Чтобы анализ полученных предложений был особенно эффективным вы должны уделять максимальное внимание каждому из них. Каждое высказывание должно оцениваться так, будто других мнений больше не существует.
Критика на данном этапе уже не запрещается, но возможна только в том случае, если она конструктивна. Здесь самое важное — найти само зерно конструктивности в каждой высказанной идее. Для большей эффективности каждое предложение надо со всех сторон обсудить по следующим вопросам: Законно ли оно? Реализуема ли эта идея до определенной даты? Будут ли оправданы затраты, понесенные при ее реализации? Каким образом при осуществлении данной идеи может произойти провал, и какие последствия это будет иметь?
Необходимо также оценивать предложения с позиции его соответствия общей направленности заданной темы.Развивая идеи, старайтесь их сгруппировать. Подбирая похожие высказывания в группу, вы можете сформировать в конечном итоге превосходный результат. Креативность будет исходить из того, что два или три не очень ярких предположения отлично дополнят друг друга, сформировав тем самым изюминку в решении.
Очень эффективным и наглядным способом при рассмотрении идей является морфологический метод. Для этого вам необходимо будет воспользоваться табличкой. В этой таблице вы должны каждую из идей столкнуть с другой. При этом предложения оценивается по таким критериям: «три» балла – очень оригинальное, «два» балла – так себе, «ноль» — конструктив отсутствует полностью. Идеи, которые попадают в колонку с нулем, безжалостно отбрасывайте. Так всю таблицу необходимо проработать несколько раз, пока у вас не останется пара-тройка самых оригинальных пунктов.
Роль ведущего во время проведения мозговой атаки имеет огромное значение. В его обязанности входит: соблюдать очередность высказываний генераторов идей. Участники мозгового штурма не имеют права перебивать другого. При этом высказаться должен каждый генератор идей и желательно по сути. При этом и сам ведущий имеет право высказать конструктивное предложение. Появляющуюся в высказываниях критику необходимо быстро и корректно пресекать. Обычно критическая оценка вопроса происходит в начальной стадии. Необходимо внимательно прослеживать, чтобы фразы типа «из этого ничего не выйдет», «это не сработает», «кто угодно может придумать это» и другие в таком же духе не позволяли уводить в сторону основное обсуждение темы.Процесс непрерывности сессии это одна из главных задач ведущего. При этом умеренная похвала со стороны ведущего может создать дополнительное стимулирование к рождению новых и конструктивных мыслей.
Еще одной из основных задач ведущего является отслеживание регламента. Не позволительно высказывание участников более чем на полминуты. Напоминание о том, сколько осталось времени до конца сеанса будет также прекрасным стимулом к действию. Всегда необходимо помнить, что мозговой штурм – это процесс быстропротекающий и интенсивный.