Если вы умеете хорошо играть на скрипке, то стакан воды принести старику или даже таблетки, и при этом, не споткнувшись о кота, вы уж точно как-нибудь сможете. Приблизительно так рассуждает компания Toyota, представившая миру своего нового робота-партнёра. Еще немного, и производство роботов рискует стать для Toyota делом едва не более важным, чем автомобилестроение. И ведь речь идёт не о промышленных манипуляторах, и не об автоматических телефонных роботах-программах, обслуживающих абонентов корпоративных тарифов сотовых операторов. Нет, оказывается, что инженеры знаменитого автозавода собираются полностью преобразить быт людей, предоставляя им помощников-андроидов.
Компания Toyota представила в этот раз две весьма любопытные новинки: это Mobility Robot, очередное поколение робототехнического персонального транспорта, и андроид-скрипач – Violin-playing Robot. Робот-скрипач является своего рода продолжением выпускаемой линейки андроидных роботов-партнёров от компании Toyota, разрабатываемых с целью помощи людям (в частности, пожилым и немощным) в их повседневной жизни.
Чтобы продемонстрировать всю ловкость и сообразительность самых первых из этих Partner Robots от компании Toyota, японские инженеры решили обучить их игре на духовых и ударных инструментах, а также и основам дирижирования.Главные области действия этой линейки роботов-партнеров: помощь в сфере обслуживания, в быту, в госпиталях, а также и на производстве. Кроме того, в их задачу входит ещё индивидуальная транспортировка.
И вот, теперь настала очередь прекрасной скрипки. Для того, чтобы новый белоснежный андроид смог действительно играть на этом сложном инструменте, авторы Violin-playing Robot снабдили каждую из его рук 17 степенями свободы (то есть сочленениями), и, конечно же, программой, соответствующей поставленной цели. Японцы с гордостью утверждают, что этот робот способен играть практически, как человек, и его «руки» обладают силой и точностью движений, схожими с человеческими.
Однако игра на скрипке – это лишь яркая реклама возможностей этого робота. Потому как главное назначение андроида, как утверждают его создатели-инженеры, – это работа по дому, медицинская помощь и уход или присмотр за детьми.
Пока что этот «скрипач» не готов вовсю орудовать сковородками или вешать на стену картину. Однако инженеры-создатели рассказывают, что собираются ещё немного поработать над ловкостью и гибкостью человекоподобной машины для того, чтобы она с легкостью могла использовать самые разнообразные ручные инструменты. Вес нового андроида составляет 56 килограммов, а высота – 1,52 метра.
А вот на другой новинке от данного японского автостроителя уже можно даже покататься. Ведь Mobility Robot является дальнейшей ступенью эволюции персональных транспортных средств, которые Тойотой также относятся к категории роботов-партнёров.
Данные аппараты стали своего рода промежуточными устройствами среди маленьких автомобилей, самоходных инвалидных кресел и ходячих (либо ездящих) роботов. Тут можно, кстати, вспомнить про знаменитые i-unit и i-foot, про яркий i-swing и, разумеется, про кресло-автомобиль i-Real, также представленные в свое время компанией Тойота.
Детально о том, как же именно данный Mobility Robot может балансировать на своих колёсиках и как он перешагивает небольшие ямы или кочки, компания не распространяется. Однако заочно известно, что мобильный робот может самостоятельно объезжать все препятствия и даже преодолевать некоторые небольшие неровности путём перешагивания благодаря тому, что он оснащён двумя небольшими колёсами, однако каждое из них способно перемещаться вверх-вниз независимо, имитируя при этом движения человеческих ног. А посему выходит, что эта машина не только ездящая, но ещё и ходящая.
В опубликованном пресс-релизе компании сказано, что Mobility Robot должен будет оказывать помощь своему владельцу в передвижении на короткие расстояния, в частности, в тех местах, где люди обычно ходят пешком. Тут явно прослеживается традиционная направленность на инвалидов и пожилых людей, хотя сфера применения данной новинки намного шире. На нем разве что отсутствует мобильный Интернет-тариф, и он, к сожалению, не сможет вызвать помощь, если это будет необходимо… Хотя, создатели могут учесть и этот факт.
Запаса хода у Mobility Robot на одном заряде аккумулятора хватает на 20 километров, при максимальной скорость 6 километров в час, и времени зарядки батареи в один час. Кроме того, известно, что максимальный подъём, который может быть преодолен роботом-партнером составляет 10 градусов. На стоянке высота робота равна 1 метру, а во время движения – 1,1 метра. Вес же данной машины составляет 150 килограммов.
Главная цель, заявленная Toyota Partner Robots – это жизнь в гармонии с людьми. И компания идет к реализации этой цели семимильными шагами. Что наиболее важно, так это то, что данное новейшее робот-кресло способно не только лишь автономно перевозить своего владельца в пункт назначения или же приезжать к нему по вызову, но может и просто следовать вслед за определённым человеком, тем самым, играя роль носильщика. А ведь это зачастую оказывается намного более трудной задачей для пожилых людей, чем просто передвижение пешком…
Toyota планирует в скором времени начать практическое использование (и, разумеется, одновременное испытание) мобильных роботов-партнеров в своих подразделениях. Президентом завода Toyota было заявлено, что робототехника может стать основной отраслью бизнеса для компании в наступающих годах.
Обе эти машины, конечно же, являются очень важным шагом на пути к осуществлению грандиознейшего плана, разработанного семью японскими компаниями (и Toyota находится в их числе), а также университетом Токио (University of Tokyo). План этот заключается в разработке и дальнейшем внедрении в быт самых разнообразных роботов, призванных всеми силами поддержать стареющее население в Стране Восходящего солнца. И такое светлое будущее, вполне возможно, может оказаться намного ближе, чем мы думаем. Компанией Toyota было объявлено, что широкое практическое применение всех этих серийных роботов-партнёров может начаться уже в середине этого десятилетия. Для такой разносторонне развитой компании, обладающей опытом не только в производстве качественных автомобилей или роботов, но отметившейся даже в строительстве ультрасовременных коттеджей или выведении генно-модифицированных растений, эта цель может оказаться не столь уж невыполнимой. Нам же всем остается только ждать.