Голландия – это страна, которая стала родиной философии (XVI – XVII вв.). В это время активно развивались: торговля и ремесло, буржуазные отношения, книгопечатание и грамотность населения. Наиболее значимыми и выдающимися философами того времени в Голландии (эпоха Возрождения и эпохи Нового времени) стали: Дезидерий, Эразм Роттердамский и Барух Спиноза.
Эразм Роттердамский родился в Гауде (Нидерланды) и был одним из самых лучших гуманистов своего времени, богословом и писателем. Его философия довольно интересная. В четыре года мальчик пошел в школу, а в возрасте девяти лет его отдали в учебное заведение Девентера «Новое благочестие», где обучали религиозной этике.
С 1488 Эразм отдался саморазвитию и написал довольно много стихов на религиозную тему, среди которых: элегии, эпитафии, пеаны, оды, ямбы. Направлениями его философии были: высмеивание и критика схоластики, восхваление христианства. Он призывал людей к моральному поведению. Самым знаменитым его произведением стала «Похвала глупости».
Философ пытался найти ответы на вопросы окружающего мира, и определить, как человек должен себя в нем вести. Он сделал из этого определенные выводы:
• мир является диалектическим, то есть в мире все взаимосвязано между собой;
• необходимо всегда придерживаться трезвости мышления и спокойствия.
Философ смог нарисовать человеческие идеалы. К хорошим он отнес – свободу, миролюбие, сдержанность, простоту, здравый смысл, образованность, а к отрицательным – фанатизм, лицемерие, насилие.
Не менее известен и Барух Спиноза (1632 – 1677), который был автором Голландской философии нового времени, рационалистом и натуралистом. Его интересовали такие философские исследования, как теория познания, проблема субстанции, этика, свобода. Самой главной из его исследований была – теория субстанции. В ней он описывал суть бытия, взяв за основу «Учение о субстанции» Декарта.
Барух Спиноза считал, что большим недостатком декартовой теории является дуализм. Суть субстанции, по мнению Спинозы, была такой: нет различия между Богом и созданным им людьми, так как существует одна субстанция, которая содержит в себе Природу и Бога (это единственное) не имеет Бога, который творит нечто вне Природы.
Качества субстанции «Природа-Бог» по мнению Спинозы:
• независимая и самостоятельная;
• имеет внутреннюю причину самой себя;
• имеет много атрибутов (это протяжение и мышление);
• бесконечность во времени и пространстве;
• вечная;
• неподвижная.
Спиноза также выделил три вида познания:
• познание в чистом виде»;
• познание, благодаря размышлениям;
• отражение окружающего мира ощущениями.
Ключевыми в этике Проблемами этики Спиноза были: детерминизма, свободы и необходимости. В результате, философ сделал следующие выводы:
• необходимость и свобода – это целое;
• Бог и Природа наделены свободой;
• человек-модус отличается от других мышлением;
• свобода – это необходимость.