Машинное обучение

Машинное обучение

Машинное обучение является «крепким орешком» искусственного интеллекта. Важность машинного обучения велика, поскольку эта способность является одной из главных составляющих разумного поведения. Например, экспертная система может выполнять долгие и трудоемкие вычисления для решения проблем. Но, в отличие от человеческих существ, если дать ей такую же или подобную проблему второй раз, она не «вспомнит» решение. Она каждый раз вновь будет выполнять те же вычисления – едва ли это похоже на разумное поведение.

Большинство экспертных систем ограничены негибкостью их стратегий принятия решений и трудностью модификации больших объемов кода. Очевидное решение этих проблем – заставить программы учиться самим на опыте, аналогиях или примерах.

Хотя машинное обучение является трудной областью, существуют некоторые программы, которые опровергают опасения о ее неприступности. Одной из таких программ является АМ – Автоматизированный Математик, разработанный для открытия математических законов. Отталкиваясь от заложенных в него понятий и аксиом теории множеств, Математику удалось вывести из них такие важные математические концепции, как мощность множества, целочисленная арифметика и многие результаты теории чисел. Автоматизированный математик строил теоремы, модифицируя свою базу знаний, и использовал эвристические методы для поиска наилучших из множества возможных альтернативных теорем. Из недавних результатов в области машинного обучения можно отметить программу Коттоиа, которая изобретает «интересные» целочисленные последовательности.

К ранним трудам, оказавшим существенное влияние на область машинного обучения, относятся исследования Уинстона по выводу таких структурных понятий, как построение «арок» из наборов «мира блоков». Алгоритм ID3 проявил способности в выделении общих принципов из разных примеров. Система Meta-DENDRAL выводит правила интерпретации спектрографических данных в органической химии на примерах информации о веществах с известной структурой. Система Teiresias – интеллектуальный интерфейс для экспертных систем – преобразует сообщения на высокоуровнем языке в новые правила своей базы знаний. Программа Hacker в области исследований по машинному обучению отметилась тем, что могла строить планы для манипуляций в «мире блоков» посредством итеративного процесса выработки плана, его испытания и коррекции выявленных недостатков.

Говоря о машинном обучении нельзя не вспомнить о нейронных сетях. Ведь именно благодаря нейронным сетям было разработано множество различных алгоритмов машинного обучения, каждый из которых обладает своими сильными и слабыми сторонами.

Отметим, что сегодня известно много важных биологических и социологических моделей машинного обучения.

Успешность программ машинного обучения наводит на мысль о существовании универсальных принципов, открытие которых позволило бы конструировать программы, способные обучаться в реальных проблемных областях.

Прокрутить вверх